23 мая 2016

Таро Заповедного Леса: аркан и его тень

Пришло в дом Таро Заповедного Леса, спасибо журнальной коллекции. Кое-что я бы без всякого сожаления из этой коллекции вычеркнула, как совершенно необязательное, кое-что добавила бы, но эта колода - очень и очень да. 


Особенность её, если вдруг кто не знает, - в том, что у карты нет рубашки: на оборотной стороне аркана - его чёрно-белое изображение. Для примера - очень наглядно преображающийся в ч/б варианте Паж Пентаклей.



Если использовать ещё и ПП, то получается, что у одной карты четыре пласта значений: цветная прямая, цветная ПП, теневая прямая и теневая ПП. Такое дробление семантического поля карты мне кажется несколько излишним, а вот использование в одном раскладе цветной и теневой стороны аркана - очень наглядный инструмент чтения расклада.

Первые несколько опытов с колодой оказались хороши - действительно дали чёткое понимание позиций, функционирующих "не так". Для себя лично я сформулировала теневую, чёрно-белую суть аркана как неправильную, неконструктивную, безвыходную работу его принципа, его доведение до абсурда, зацикленность и невозможность развития.

И чёрно-белые картинки чисто визуально сразу подсвечивают те "тонкие места", которые нуждаются в исправлении - иначе там "порвётся". Так что сначала имеет смысл, не вникая в сами арканы, отметить: на каких позициях расклада выпали "оборотни" и с чем они связаны - с Кверентом, с его окружением, с прошлым или будущим? Где "кривизна" ситуации?
 
Кельтский Крест на Таро Заповедного Леса

В приведённом примере - четыре "оборотня", и все они связаны с настоящим: и Кверент, и его окружение функционируют "криво". И в этом случае оказавшийся на позиции ближайшего будущего аркан Отшельника даже кстати (хотя для отношений, о которых идёт речь в раскладе, девятый аркан в принципе не самая радужная карта) - в такой "кривой" ситуации может быть удачно разойтись на некоторое время и разобраться для начала в самих себе, чтобы не усугублять "кривизну момента".
 
Тень аркана - не лобовое ПП, которое некоторые мастера понимают как противоположное основному смыслу значение. Это более тонкая вещь, когда принцип аркана функционирует, не ведя ни к какому (позитивному) результату, не содержит потенциала развития и изменения ситуации. "Неправильное" Колесо будет хаотичным верчением вокруг своей оси без всякого движения, пробуксовкой. "Неправильная" Колесница давит всё на своём пути и не намерена останавливаться, даже если на её пути пропасть. "Неправильное" Солнце испепеляет своим жаром и поражает плоскостью категорий оценки и восприятия. 

Единственная заминка - с выкладыванием карт в раскладе. Я кладу карты рубашкой вверх и только потом открываю. А тут прямо не знаешь, куда глаза девать (-:
Так что Заповедный Лес, хотя живопись на мой вкус несколько.. ээээ.. аморфна, неожиданно - зашелестел.

И в качестве дополнения...
Это интересное осмысление вопроса о том, необходимо ли использовать при работе с Таро и чтении расклада перевёрнутые положения карт (ПП).
Изначально я в принципе не рассматривала всерьёз эту идею - использовать ПП. Меня очень убедил пассаж Сергея Савченко ака Таротмана на тему Десятки Мечей: мол, лежит совсем убитый мечами человек. Если перевернуть карту - ему что, легче?

Был ещё пассаж на тему перевёрнутой инструкции к пылесосу (или любому другому бытовому прибору) - дескать, хоть так текст поверни, хоть этак, суть его от этого не изменится ни на йоту.
Вообще сама мысль крутить карты так, чтобы получались прямые и перевёрнутые, мне не нравилась.
Не то чтобы я сейчас их кручу, но всякая категоричная точка зрения со временем мягчеет.
В моей коллекции есть колода Adflatus - которая меня когда-то поразила своей рисовкой: она буквально рассчитана на использование прямых и перевёрнутых положений карт.
Вообще использование или неиспользование ПП, как правило, - сугубо личный выбор таролога. Однако и сама колода намекает, рассчитывал ли её автор на использование ПП в работе - достаточно посмотреть на рубашку колоды: если она симметрична относительно горизонтали, и со стороны рубашки невозможно понять, как лежит карта, - значит, ПП "одобрено". Если рубашки имеет "ноги" и "голову" - колода рассчитана, скорее, на использование только прямых положений арканов (что, кстати, совершенно не мешает учитывать их теневые аспекты). Так вот, Adflatus не только рубашкой, но и лицевой стороной арканов буквально вопиет о том, что его стоит читать и прямым и перевёрнутым, причём изображения - говорящие, дающие понимание сути перевёрнутого аркана.
Adflatus
Впрочем, работать с колодой я так и не стала (возможно, только пока). Бывает ведь и так, что банан - это просто банан, для натюрморта, а не для еды.