1-7
Кукла была вечная и бесконечная, тряпичная и
просто отличная, из лоскутков и осколков прошлой вселенной. Она шла над
пропастью и не думала падать - и думать не умела, и падать не хотела, и что
такое пропасть - не знала. А если не знаешь, что такое пропасть, то не сможешь
в ней пропасть.
Она шла бы так вечно, если бы глупый щенок над обрывом не взялся с нею играть, хватать зубами за мягкие ноги. Она нагнулась посмотреть, всё ли там в порядке с ногами - хорошие ватные кукольные ноги, они её полностью устраивали, а увидела бездну. Но не стала её бояться, а прыгнула туда и полетела. Не было никаких причин, чтобы кукле не полететь над бездной!
Она шла бы так вечно, если бы глупый щенок над обрывом не взялся с нею играть, хватать зубами за мягкие ноги. Она нагнулась посмотреть, всё ли там в порядке с ногами - хорошие ватные кукольные ноги, они её полностью устраивали, а увидела бездну. Но не стала её бояться, а прыгнула туда и полетела. Не было никаких причин, чтобы кукле не полететь над бездной!
Как нет никаких причин, чтобы кукле не упасть в
бездну - когда ей того захочется; когда ты всемогущий и умеешь исполнять любые
желания, в том числе и свои...
Врут, что бездна - без дна; ударившись о бездно,
кукла как-то сразу сообразила, что к чему - объяснений не потребовалось.
Осмотрелась, нет ли тут глупых щенят, выползла на видное место и замерла. Скоро
её заметила девочка с пушистой чёлкой. Так кукла обзавелась хозяйкой, а потом
своим собственным кукольным домом, и даже своим собственным пупсиком.
Иногда к ним в гости приходил мальчик. У него
были свои понятия о том, как надо играть, у девочки свои, и мальчик долго не
выдерживал быть папой - начинал всё ронять и портить, и в конце концов сбегал
прочь: отделять казаков от разбойников и рубить головы чертополохам, чтобы не
слишком разрастались. Девочка не обижалась, кукла тоже. Должен же кто-то уметь
справляться и с чертополохом тоже.
Как-то в воскресенье в доме были гости. Среди
прочих оказался человек, который взялся учить девочку водить куклу за ниточки
так, чтобы она кланялась и двигала руками и ногами, как настоящий человек.
Кукла давно не двигалась сама - она уже успела ещё раз прикинуть, что к чему, и
решила, что так безопаснее. Но так ей быстро становилось пыльно, и всё-таки
кукле хотелось танцевать вальс, и уметь это раз-два-три в совершенстве.
Кукольник забрал её к себе в ученицы и стал учить разным танцам, самым красивым, таким, что все бы плакали, если бы увидели, как танцует кукла. Но они танцевали в одиноком классе, подпёртом колоннами и высокими помыслами. Они уже не могли друг без друга, они жили в одном ритме и темпе и танцевали столько, что девочка-хозяйка куклы уже выросла, вышла замуж, там состарилась и умерла, и только тогда кукольник стал заниматься не только танцами, а ещё и своей повозкой. Она обнаружилась в невзрачном сарайчике где-то на задворках.
Он что-то колотил, подкручивал, смазывал, потом переоделся сам и переодел куклу, усадил рядом с собой, и они поехали. Он быстро научил куклу править - она уже умела учиться, схватывала всё на лету и воплощала в жизнь. Они отправились в город.
В первый же день, как они танцевали на главной площади для людей, они произвели фурор. Кто плакал от счастья, кто всё-таки смеялся - чёрт знает что творилось этим летом в городе, весь город гудел гудел, как улей, источая сладкий мёд и обмениваясь впечатлениями от их вальса и чаттануги чучу.
Когда ты как следует научился танцевать, жизнь никогда не будет прежней.
Кукольник забрал её к себе в ученицы и стал учить разным танцам, самым красивым, таким, что все бы плакали, если бы увидели, как танцует кукла. Но они танцевали в одиноком классе, подпёртом колоннами и высокими помыслами. Они уже не могли друг без друга, они жили в одном ритме и темпе и танцевали столько, что девочка-хозяйка куклы уже выросла, вышла замуж, там состарилась и умерла, и только тогда кукольник стал заниматься не только танцами, а ещё и своей повозкой. Она обнаружилась в невзрачном сарайчике где-то на задворках.
Он что-то колотил, подкручивал, смазывал, потом переоделся сам и переодел куклу, усадил рядом с собой, и они поехали. Он быстро научил куклу править - она уже умела учиться, схватывала всё на лету и воплощала в жизнь. Они отправились в город.
В первый же день, как они танцевали на главной площади для людей, они произвели фурор. Кто плакал от счастья, кто всё-таки смеялся - чёрт знает что творилось этим летом в городе, весь город гудел гудел, как улей, источая сладкий мёд и обмениваясь впечатлениями от их вальса и чаттануги чучу.
Когда ты как следует научился танцевать, жизнь никогда не будет прежней.
8-14
Они всё танцевали и танцевали, победоносно катя на своей
повозке из города в город.
Однажды
толпа так неистово кричала «бис», а погода была такая тяжёлая, что кукольник
обезумел и в танце изорвал свою партнёршу. Не в труху – он вовремя остановился,
точнее – его остановили, скрутили и увели в участок, но о нём больше ни слова,
потому что он сошёл с ума и ходит где-то там по безумию, а нам другой дорогой.
Куклу
не заметили в общей суматохе. И она, собравшись со своими тряпочками, кое-как
отползла, чтобы совсем не растрепали. Она была вся расхристанная, задрипанная,
и любой лоскутик её существа выглядел грубой и грязной мешковиной. «Страшила..
мудрая», - вспомнила она сказку, которую читали девочке – её хозяйке, и
поволоклась в камни на берегу – отстирываться в волне, сохнуть в закате.
Солёная
вода и морской воздух, а также солнечные лучи и отсутствие всякого общения
пошли ей на пользу. Они приобрела неяркий, но очень солидный вид, как будто её
давным-давно выбросило в камни штормом; вид у неё был такой, что провенанс за
ним угадывался, а там и до музея недалеко! Но главное, что она приобрела,
отлёживаясь в камнях, - соль. Соль, соледад, горечь, отсутствие кого-либо,
претендующего на роль хозяина. Соль не давала ей сгнить и раствориться.
Она
могла бы бесконечно долго так болтаться в своём постижении морской соли, воды и
времени, но однажды её существование круто переменилось – как будто кто-то
быстро закрутил калейдоскоп, и замелькали стекляшки, и запрыгали солнечные
зайчики, события поскакали, наезжая одно на другое. Куклу выловили из
прибрежной воды, взяли на корабль, корабль поплыл далеко и надолго. Куклу
показывали разным учёным. Кто-то говорил, что это подделка, а кто-то – что
реликвия, артефакт и тому подобные вещи. В одном городе она имела бешеный
успех, а в другом на выставку Имени Солёной Куклы не приходил никто – только
школьники на каникулах, потому что им тоже надо куда-то ходить… Самой кукле
было всё равно. Ей нравились моряки, смены погоды на море, а ещё её развлекало,
насколько шаблонным было научное мышление экспертов: всё повторялось изо дня в
день, и можно было предугадать если не слова, то хотя бы интонацию.
В
конце концов они приплыли к Самому Главному Эксперту, и стало понятно, что
прежняя круговерть лиц разной степени учёности – это так, заевшая пластинка с
пошлой песенкой. Он посмотрел, понюхал, взвесил, лизнул, подбросил в воздух и
вынес вердикт: уберите из неё всю соль.
Куклу
вымачивали в двенадцати водах и после каждой подвешивали за ноги, чтобы вся
соль стеклась к голове. Она постепенно перестала чувствовать свои ноги, потом
свои руки, своё туловище, потом остался только пульсирующий лоб – влажный и
нестерпимо, обжигающе солёный.
Наконец
ткань не выдержала – лопнула, и оттуда вывалился наземь блестящий и искристый
солевой лизунец. Прибежал щенок и обслюнявил его своей жизнерадостной пастью.
Куклу сняли с перекладины и положили в коробку – чтобы потом починить. Но для
этого надо было проконсультироваться с тем светилой, а светила оказался… не
очень хорошим человеком, и дело – или тело? – попало не в простую коробку, а в долгий
ящик. Кукла лежала в темноте и в тишине и была даже не кукла, а просто болванка
– без признаков себя. Никто бы не узнал в ней ни девочкину подружку, ни
площадную танцовщицу, ни реликвию неопределённой ценности – только черты
заоблачной дурочки и можно было разобрать в её порченном и расползшемся
тряпичном лице, лишившемся ясных линий.
Из неё опять можно было сделать кого
угодно.
15-21
Ей нашлось применение: её опять взяли на работу.
В определённого рода занятиях именно это и важно – не иметь индивидуальных
черт, чтобы принимать любой облик, который на тебе пожелают нарисовать.
Отличная болванка, которую каждый вечер (кроме понедельников, когда театр
запирался изнутри и забывался в тяжёлом
и глухом пьянстве) размалёвывали жирной сажей и прогорклыми румянами.
Весь театр был будто сварен в сале и
представления давал соответствующие – похоть, жыр и копоть. Публика, которая приходила
посмотреть на кривляние размалёванных кукол, была такая же – поэтому всё
понимала прекрасно, всю драматургию схватывала на лету – с полтыка и полпинка,
гоготала почти сочувственно.
Но у нашей куклы была особенная роль. Это был
странный театр, которому почти никогда не удавалось продать билеты на спектакль
– грубые зрители входили в зал просто так. Но свою плату театр тем не менее собирал. Кукла прекрасно знала все моменты представлении, когда грубая толпа
замирала, сопела, потела и шмыгала – встречаясь с прекрасным в этой клоаке,
насколько вообще там могло быть прекрасное. В эти моменты кукла, уже стерев
жирный и яркий грим, ползала где-то в толпе, выгребая из карманов кукольными
ручками монеты, которые эти зрители приберегали на кружку или рюмку горячительного
после спектакля. Добыча была незаконная, но, по большому счёту, справедливая –
на выпивку у этих людей находилось всегда и в любых обстоятельствах. На
копейки, которые доставались ей после дележа, она покупала себе конфеты, липкие
леденцы, и забывалась этой сладкой ерундой до следующего вечера.
Мыслей не было, был театрик.
Он был бы так всё время, пока кукла окончательно
не засалилась бы и не окончила свою артистическую карьеру где-то в помойной яме
как признанная фубля. И она в общем смирилась – при леденцах и при искусстве,
чего ещё надо, работы бывают разные.
Но однажды всё кончилось, быстро и ярко. Те
деньги, что вытащила сальная проныра у какого-то неместного посетителя театра,
оказались у него действительно последними, и ни друзей, ни собутыльников у него
в этом городе не нашлось. «Я подпалю ваш балаган!» - сказал он в сердцах и
тянуть с этим не стал.
Пожар в театре был лучшим спектаклем за всю его
историю. Его пытались потушить, но пожарный пруд весь так зарос ряской и тиной,
что ведром оттуда можно было зачерпнуть только жижу со всякой мелкой живностью.
Искры от пепелища далеко разнесло ветром.
Одна долго летела над полем, в темноте, - пока её
не заметила ещё одна кукла, только что сшитая, ещё даже не одетая, усаженная до
завтра на подоконнике раскрытого окна. Домик стоял на окраине поля, поле дышало
летом и обещанием счастья, и кукла спрыгнула на тропинку.
И тут же наткнулась на что-то – как будто тёплый
камень, тяжёлый и сырой. Камень заворочался и бессвязно забормотал, разобрать
можно было только что-то вроде «Не упусти искру», и каждое слово пахло тиной.
Сбиваясь через два слова на пятое, эта
истерзанная кукла кое-как рассказала, что с нею стряслось.
Она узнала тем вечером о возможном поджоге первой
– ведь это, собственно, она и была той сальной пронырой. Она чувствовала свою
вину и одновременно страстно желала, чтобы этот театр и вправду сгорел –
странно, что ей самой не пришло в голову чиркнуть спичкой или опрокинуть
керосиновую лампу. И она с удовольствием сгорела бы сама – она желала покончить
со всем разом. Но ватные ноги как-то вынесли её из финальной огненной сцены, и
она ковыляла, не разбирая дороги, глядя на летящие по ветру искры, и сама не
заметила, как свалилась в этот заболоченный пруд.
Она напиталась водой, набухла и отяжелела, и
могла бы пролежать на дне сколько угодно долго, но тут выручили случайные руки –
ухватились за ведёрко, которым поначалу пытались черпать воду для тушения
пожара. Вот, собственно, и вся история.
Как можно потерять искру, когда мир полон искр –
не только тех, от пожарища, но и светлячков, и звёзд, и бликами в каплях росы,
весь блестит и переливается! На восходе Новенькая поняла, что она не в
состоянии ни бросить эту несчастную, ни уйти за той искрой – которая при свете
разгорающегося дня померкла, а потом и вовсе перестала быть заметной. По всему
выходило, что надо оставаться дома, и Горелую тоже брать к себе.
Они вылезли на крыльцо дома и улеглись. Новенькой
уже хватились; Мама переживала, что незаконченную работу утащил и растерзал
щенок, и куклы было жалко, как живой. Наконец обеих кукол – и Новенькую, и
Горелую – увидели. «Смотри-ка, твоя маруся себе подружку привела, - удивился
Папа. – Что ты будешь с нею делать, такой страшной? Проще ещё одну сшить, чем с
этим чучелом возиться».
Папа ушёл на работу.
Мама, конечно, очень любила Папу. Но кукол она
любила тоже. «Выбрасывать мы тебя не будем, не бойся», - сказала она Горелой и
унесла обеих кукол в свою мастерскую.
Когда Папа вернулся домой, Мама сидела в своей
мастерской и тихонько пела. А на столе перед ней танцевали две куклы –
Новенькая и Новенькая.
(Я бы, признаться, на месте Папы с ума сошла:
прихожу домой, а там моя супруга поёт. А перед ней куклы пляшут. Но у них там
другая история)))