08 марта 2016

Universal Fantasy Tarot: Я их выдумал всех

Моя настоящая любовь (в смысле "в настоящий момент") - Таро Царство Фэнтези. Они совершенно особенные - две колоды работы Паоло Мартинелло, Царство Фэнтези и Мона Лиза. Сейчас про Царство

В итальянском я не понимаю ничего, кроме макарон и того, что Паоло Мартинелло мне нравится. Он так рисует, как по дереву режет. Что-то есть в его рисунках такое материальное, объёмное. Ну, и любимая мелкая техника - когда степень детализации граничит с каким-то психическим расстройством. Благодаря этому "мелкому бесу"...


...колоды производят впечатление изысканной и высококлассной ремесленной работы - это что-то из разряда инкрустаций и других трудоёмких и щепетильных ремёсел.

"Представительства" Паоло Мартинелло в Сети - http://useless75.blogspot.ru/http://paolomartinello.deviantart.com/https://www.facebook.com/Paolo75.Martinello/. Подстрочный перевод с итальянского - отдельная забава.
Грандиозные сюжеты, тоже вполне просящиеся "на аркан", - с его странички на девиантарте. Бедная Елена Фиораванти.


Не единственный пример, когда колоду рисует художник комиксов - или когда уже готовые рисунки ленты комиксов подставляются в матрицу Таро. Мило Манара с одноимённой суперпопулярной колодой. Луис Ройо - автор не только обложек для музыкальных альбомов и комиксов, но и двух колод Таро собственного имени - Чёрной и Тёмной, а также Таро Лабиринт и оракула И-Цзин: Мёртвая Луна. Лучано Веккио, автор Cruel Thing. Наверняка кто-то ещё.

В некотором смысле Таро - тоже комикс. Путешествие Героя в картинках - чем не он? Драматургия присутствует, изобразительная сторона в наличии. Просто это интерактивный комикс, с меняющейся последовательностью картинок, при этом сохраняющий закономерности развития сюжета и ситуаций. Собственно, и начинались комиксы в лохматые века как жития святых для неграмотных. Тут Таро соприкасается с "духовной литературой" как с литературой, направляющей духовное развитие, дающей вектор духовного поиска. Это уже много позже были комические серии в газетах и другой периодике - вплоть до "Весёлых картинок" и "Мурзилки".

Обратно в Царство Фэнтези, впрочем.  У меня лично эта колода была одной из особо ожидаемых в ашетт коллекции.  А когда до неё дошло дело, я всего лишь пересмотрела картинки. Не то чтобы разочаровалась, но ожидаемого восторга не испытала. За мелкотой деталей глаз не видел сюжетов.
Вштырило, что называется, вот-вот - два дня как. Мелкое стало частями крупного и целостного, а не просто так.

В колоде нет "эльфийскости" или "драконовости", или перекоса в "ужастики", или в биомеханику; она вневременная и внепространственная - там есть и антропоморфы, и полуптицы, и драконы, и какие-то совсем уже причудливые индрикотерии. Тут свои великаны и свои лилипуты, достаточно развитая цивилизация, при этом по ощущениям более дружелюбная к природе, чем наша нынешняя.

Исключительно субъективно прекрасные арканы этой колоды -
5 Жезлов (вызывающая неумолимую похабную ассоциацию с произведениями господина Баркова),
Туз Кубков (просто сам по себе),
2 Мечей ("титульная", вынесенная на коробку), 3 Мечей ("кровавые реки"), 7 Мечей (ах, как дивно страшна "звёздочка" в руках у героя над бездной),
Туз Пентаклей (очень пересекающийся с 6 Мечей Deviant Moon Tarot Патрика Валенцы), 2 Пентаклей (которая не нравилась мне до этого почти ни в одной колоде),
Башня и Туз Жезлов (об их сходстве, и иконографическом, и смысловом - о том, что касается энергетического потенциала, "заряженности" аркана, отдельная картинка),

Рыцарь Мечей (который здесь кавалерист-девица) и Королева Мечей,
Дьявол (грандиозно-лиловый, с двумя египетскими кошками на цепочках) и Луна (у которой ярко выраженный оттенок оборотничества - тотемного мышления).
Как обычно в колодах, мне не нравятся ни Звезда, ни Солнце.

Особняком стоят карты, где нет людей или выраженно антропоморфных персонажей - "пустые", "безлюдные", а также "воздушные" карты - содержащие сцены насилия сцены полёта, где главные герои находятся буквально "на воздусях", не имеют либо никакой опоры, либо очень шаткую.
"Безлюдные" - 
Туз Мечей, 3 Мечей, 4 Мечей, Колесо Фортуны,
Туз Кубков, 9 Кубков, 5 Жезлов, 8 Жезлов.
На 15 Аркане людей тоже нет - антропоморф и две кошки.
В верхнем ряду карт вообще нет живых существ. Для сравнения: в классическом Райдере-Уэйте живых людей или зверей нет только на одной карте - 8 Жезлов.

"Воздушные" -
Повешенный, Страшный Суд, 3 Жезлов, 4 Жезлов,
6 Кубков, 8 Кубков, 6 Мечей, Туз Пентаклей.
На летучем драконе фигурирует Рыцарь Жезлов, но они ещё не взлетели.
Что их объединяет? Пёс его знает, товарищ профессор.

Отдельно отмечу любопытный казус. Хотя колода считается выполненной в традиции Уэйта, 8 Жезлов, которой приписываются значения движения и быстроты, "полёта через поле" и "стрел Амура", в Таро Царство Фэнтези имеет прямо противоположное значение - в свою очередь, созвучное с прочтением этой "безлюдной" карты в Русской Школе Таро, у Сергея Савченко. В РШТ 8 Жезлов читается как "пауза, пассивная позиция, не торопи события - потому что всё равно ничего не изменишь". Согласно трактовке Мастера, это статичная, нединамичная карта, как будто поставленная на паузу, застывшая - это "вот-вот начнётся", н пока ещё не началось. В Таро Царство Фэнтези этому прочтению соответствует блестящая метафора птицы на гнезде. Процессы развития идут под скорлупой яйца, никому не видимые, сокровенные, тайные, и повлиять на них невозможно - если повысить температуру высиживания, получишь яйцо вкрутую, а не птенца, если трясти и переворачивать, получишь урода. Всё произойдёт в свой срок - надо выждать, не делая резких движений, и это выжидание становится одной из важнейших жизненных задач этого аркана.

Фэнтези на то и фэнтези, что это не наш, другой мир. Та же Мона Лиза - как большая деревня, обитателем которой можно себя представить. Тут же присутствует некоторое ощущение подглядывания - как будто ты попал в городок в табакерке. Очень наглядно место человека показано в 3 Пентаклей.

Бонус - феерический расклад в МБК и баснословно красивая рубашка колоды)