20 июля 2016

Двор Таро: провокация из энциклопедии и варианты организации дворов

Как говорится, оппа.
Читаю я тут книжку - через страницу, любопытный справочник.
"Вопреки утверждениям некоторых комментаторов, - пишет некто Дм. Гайдук, автор-составитель Энциклопедии гаданий и предсказаний, - Рыцари Таро не обозначают конкретных лиц, а потому не могут быть причислены к картам двора. Значения этих карт таковы..."
Ну, и пошло дальше - что Рыцарь Мечей это "атака", Рыцарь Жезлов "отдаление", Рыцарь Пентаклей "медленно, но верно", а Рыцарь Чаш "приближение". В пары сгруппировались почему-то Мечи и Пентакли, Жезлы и Чаши.



Надо сказать, что категоричность этого заявления как-то не очень оправдана - потому что дальше автор приводит и "персональные" значения для якобы не обозначающих людей Рыцарей, и "неперсональные" значения для якобы обозначающих только людей Пажей, Королев и Королей.

Попадалось ещё подобное мнение про Пажей - дескать, они тоже только "тесто", потенциал проявления свойств масти в конкретных людях. Поэтому обозначают не столько человека, сколько свойства - несамостоятельность, незрелость, незамутнённость. А вот Королевы с Королями - вроде как исключительно сигнификаторы конкретных персон.

Архаические толковники рассматривают придворные карты исключительно как людей, персон - даже приписывая им определённые цвет глаз и волос.

С придворными картами Таро, говорят, у всех какая-то петрушка. И то ли она, эта петрушка, потому что все так говорят, то ли она действительно - петрушка, и поэтому так говорят все.

В общем, я решила как-то собрать воедино то, что сама понимаю на настоящий момент о фигурах.

Так или иначе, в первом приближении есть система придворных карт Уэйта и система придворных карт Кроули - принципиально разные по устанавливающимся между ними отношениям (где-то тут и вот тут я с этим пыталась разобраться).
У Уэйта это Паж, Рыцарь, Королева и Король (как вариант - Принцесса, Принц, Королева и Король, или Принцесса, Рыцарь, Королева и Король, и так далее).
У Кроули - Принцесса, Принц, Королева и Рыцарь (принципиально не такой, как Рыцарь у Уэйта).
Есть двор современных колод, отходящий от феодальной терминологии - всех этих Королей и Королев, и оперирующий более общечеловеческими понятиями семейной структуры (Дочь, Сын, Мать и Отец - например, в Диком Неизвестном Таро).
Есть переосмысленный в соответствии с тематикой колоды двор - например, в Языческом Таро, где в каждой стихии присутствуют Элементаль, Новичок, Инициат/Посвящённый и Мастер.
Ну, и всякие другие авторские варианты. Один из самых авторских и самых переосмысленных - Двор (точнее, труппа) в Таро Хризалиды.

Интересно смещается в зависимости от системы функционал и полномочность дворовых рангов.

Паж/Принцесса/Дочь/Элементаль - "дитя", новичок, начинающий. У Уэйта акцент на несамостоятельности, незрелости, ученической природе, неумелости. У Кроули акцент на свежести и незамутнённости, потенциальности ранга. Это первозданное проявление стихии, почти Туз.. но не Туз (-: Архаичное толкование - "известие", "новость".
Рыцарь/Принц/Сын/Новичок - активно добывающий и приумножающий достояние "семьи" персонаж, "взрослый ребёнок", "достойная смена". Кроули делает акцент на несамостоятельности, подчинённости Принца воле своих родителей - Королевы и Короля: то есть он вынужден функционировать в определённых рамках,  чтобы "не посрамить чести рода". Ключевое понятие для ранга - движение, развитие.
Королева/Мать/Посвящённый - "профессионал". Достаточно высокий уровень владения инструментом масти, наведение порядка на своей территории в соответствии с принципом масти, забота о сохранении этого порядка. У Кроули, как я понимаю его систему, во Дворе царит матриархат - Королева ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ персона.
Король/Рыцарь/Отец/Мастер - "эксперт", руководитель и управленец, чьё слово закон. Он способен и волен распоряжаться накопленным потенциалом масти, распространять своё влияние, вести себя как хозяин. Это зрелая, добившаяся многого, если не всего, фигура. И чтобы не забронзоветь на своих вершинах, он должен выполнять следующую задачу развития - делиться опытом, передавать свои богатства младшим, "наследникам".

Ещё одна мозголомная тема - стихиальные соответствия, согласно которым Пажи - Земля (основание), Рыцари - Воздух (распространение и движение), Королевы - Вода (течение и объём, сохранение и питание), Короли - Огонь (горение, преобразование, свет, тепло). В сочетании с стихиальными соответствиями мастей получаются на первый взгляд странные конструкции - вроде Паж Жезлов=Земля Огня или Королева Кубков=Вода Воды. Сергей Савченко рекомендует для лучшего усвоения представлять себе соответствующие природные или атмосферные явления.

В конце концов, есть ещё изобретённая всё тем же Сергеем Савченко символьная соционика, где все 16 придворных карт соотнесены с соционическими типами.

И как ни соотноси, всё равно придворные карты могут обозначать не только людей - но и РОЛЬ - и это, пожалуй, самый актуальный и рабочий способ читать придворные карты:
- роль как (самовоспроизводимый) паттерн поведения и реакций в определённых ситуациях. "Так я себя веду (в этой ситуации)".
- эмоционально-психологическое состояние и уровень полномочий/притязаний. "На это я претендую"/"Так я себя чувствую".
- стадию развития (проекта, ситуации). "Вот на таком уровне всё это сейчас находится".

Подытожу многотекста одним простым и опробованным лично способом прокачать понимание придворных карт - делать расклады только на них. Особенно хорошо идут расклады на семейные роли. Так получается красиво, когда ребёнок - на королевском троне, или ещё что-нибудь в этом роде, что прямо загляденье. Так что всем рекомендую (-: